К Году культуры

Популяризация книги и чтения


Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. 
В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.
Для поддержки и развития чтения необходимо:
- стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий; 
- рекламировать в библиотеке, в местных средствах массовой информации чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;
 - создать социальную рекламу, адресованную детям, подросткам, юношеству и формирующую в их среде моду на чтение; 
- активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков; 
- внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения; 
- активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы; 
- активно популяризировать традиции семейного чтения; 
- повышать квалификацию, углублять собственные знания библиотекарей, занимающихся продвижением чтения, в том числе через проведение различных профессиональных конкурсов; 
- уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых; 
- продвигать произведения местных авторов; 
- разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий; 
- формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии. 
Формы поддержки чтения:
1. Деятельностные формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие к сотрудничеству и включению в чита­тельскую, творческую, литературную деятельность.
2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.
3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования. 
Задачи: 
-повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;
-возродить престиж чтения; 
-приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях; 
-стимулировать инициативы и творчество читателей;
-содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;
-сохранение традиций семейного чтения.
Основные направления популяризации чтения в библиотеках : 
- популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ); 
- знакомство с современной литературой; 
- поддержка литературного творчества читателей; 
- популяризация творчества местных авторов; 
- развитие досугового чтения периодических изданий; 
- привлечение к чтению в библиотеке в целом. 


Список рекомендуемой литературы:
1. Акулич, В. Конкурсы и школы по информационной культуре школьников и студентов // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 3. – с. 10 – 13. 
2. Дайнеко, Г. Заявляем о себе в полный голос: Государство. Библиотеки. Общество // Библиотека. – 2010. - № 11. – с. 8 – 13. 
3.Капыток, А.  Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі  // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.
4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.
5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15. 
6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.
7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.
8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36. 
9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.
10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.
11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения

В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.
Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.
Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.
На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.
Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:
1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.
Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.
2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.
3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.
Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».
На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу. 
Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в  визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все. 
Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.
В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки

Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на  пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)



Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)



  Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)
   



Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)



Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)



Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)



Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)




Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)






Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » ( городская  библиотека №2)



Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)


Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)



 Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)



Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)





Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)




Роль СМИ в продвижении чтения

Библиотеки в своей деятельности так или иначе обращаются к рекламе. Целями проводимых рекламных компаний являются:
• Привлечение в библиотеку новых пользователей;
• Привлечение читателей к более активному чтению;
• Поиск новых партнеров и спонсоров;
По определению, данному профессионалами, рекламная кампания - это комплекс рекламных мероприятий, объединенных целью (целями), для реализации маркетинговой стратегии рекламодателя путем побуждения заданного круга потребителей к действию с помощью рекламных обращений. Рекламная кампания содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: планирование, организацию и контроль.
При правильной организации реклама очень эффективна. 
Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулированию пользователей к чтению, или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.
Виды рекламы, используемые библиотеками:
1. Реклама на радио. Этот вид рекламы остается самым распространенным для библиотек для слепых. Как показывает практика,  пользователи активно слушают этот доступный для них источник информации. 
2. Реклама в Интернет. Сегодня это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. В Интернете существует возможность динамического отслеживания хода рекламной компании. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это может быть и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. 
3. Выпуск рекламной продукции. На сегодняшний день рынок предлагает огромное разнообразие различных продуктов. Выбор зависит от целей, к которым стремится библиотека, целевой аудитории, на которую направлена реклама. Самая простая рекламная продукция – это памятки и листовки
Плакаты – это более сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к библиотеке, крупным мероприятиям. 
Что касается календарей, то они, как правило, пользуются наибольшим спросом и обладают лучшим рекламным эффектом. Календарь всегда нужен и, каждый раз обращаясь к нему, одновременно читаешь и то, что на нем написано. Календари могут быть настенными, настольными, карманными. 
Довольно распространенный вид рекламной продукции – буклеты и иллюстрированные брошюры. Важным при выпуске буклетов является ориентирование на целевую аудиторию. В зависимости от этого и подбирается материал, определяется стиль буклета. Для читателей важнее набор услуг, контактная информация, часы работы. Для партнеров важно знать о цели, с которой мы к ним обращаемся и контактная информация.
При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган - рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Слоган несет эмоциональный смысл всей рекламной кампании. 
Рекламная продукция – это наш личный представитель перед читателями и партнерами. В зависимости от профессионализма исполнения зависит ее эффективность. В работе над любой рекламной продукцией в первую очередь оценивают аудиторию, где она будет представлена, и только после этого приступают к непосредственной разработке. 

Продвижение книги и чтения в электронной среде

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.
Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.
И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Флешбук как форма продвижения чтения (цифровое отражение любимых книг на страницах соцсетей)

http://bigflashbook.blogspot.com/p/blog-page_537.html


Новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

Фестивали – «Весь мир – библиотека!», «Читающий край».
Флэшмобы - Поэтический флэшмоб "Поэзия на ветру" .
Различные конкурсы – творческих работ - «Читаем активно, творим креативно», «С книгой по жизни», виртуальной рекламы «Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий «Лидер чтения года», «Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс «Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс «Фотография с любимой книгой», «Город читает».
Конкурсы среди читателей - «Мисс толстый формуляр», «Мистер детектива», «Фанат фэнтази»,«Леди дамского романа», «Мадам периодика».
Акции – «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку друга», «Давайте читать вместе!».
Дни открытых дверей – «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».
Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».
Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».
Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».
Бенефис читателя – успешно зарекомендовавшая себя форма.
Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».
Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. 
Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.
Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».
Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».
Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг. 
Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастияхблиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».