В рамках регионального просветительского проекта «Читающие дети и подростки – читающая нация!» сотрудниками библиотек Борисовского региона проведено анкетирование с целью изучения потребности детей и подростков в чтении, мотивации посещения библиотеки, а также изучения приоритетов в чтении детей и подростков. В исследовании приняли участие 224 человека в возрасте от 6 до 18 лет (из них 144 человека женского пола, 80-мужского).
По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями, на втором - чтение книг. Прослушивание музыкальных записей оказалось на третьем месте, а компьютерные игры – на четвёртом. 15 % детей и подростков проводят своё свободное время у экранов телевизоров. Вызывает тревогу тот факт, что 42 % респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 27 % ребят приходят в библиотеку один раз в неделю, а 20 % - один раз в месяц. Некоторые ребята ответили, что бывают в библиотеке почти каждый день или чаще одного раза в неделю (11 %). И лишь один раз в год приходят в библиотеку 4 % читателей.
При выборе книг 56% детей и подростков полагаются на свой вкус. Для 40% ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг, затем учителей – 19%, на четвертом месте советы родителей – 18 %. К мнению друзей прислушиваются 14 % респондентов.
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками». В этой связи, интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. 97 % мальчиков и девочек предпочитают развлекательное чтение – это произведения в жанре фэнтези, «ужастики», а также смешные, развлекательные книги. Познавательное чтение находится на втором месте – это книги о природе, животных и путешествиях. Далее идут книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом. И завершающее место в чтении ребят занимают классика (17 %), сказки (16 %), детективы (13 %) и поэзия (4,5 %). Радует тот факт, что для 54 % мальчиков и девочек чтение – это познание нового, для 40% - отдых и развлечение. 35 % ребят считают, что чтение помогает в учёбе.
«Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети? На вопрос «Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз» дети от 6 до 11 лет ответили следующим образом:
- наибольшее количество голосов набрали книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» и «Приключения Незнайки и его друзей»;
- на следующей ступеньке расположились «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, «Приключения Карандаша и Самоделкина» В. Постникова;
- книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города» занимает третью ступеньку по популярности. Часто называют в анкетах ребята книги К. Матюшкиной, А. Толстого и М. Твена. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Человек-амфибия» А. Беляева.
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет наиболее часто читают книги «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны» С. Брюссало и книги о Гарри Поттере. Далее своё предпочтение подростки отдают следующим книгам: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».
Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек 6-11 лет являются Элли, Мойдодыр, Карлсон, Незнайка, Карандаш и Самоделкин, Алиса Селезнёва, Чиполлино, Дядя Фёдор, Витя Малеев, Буратино, Золушка, Кот Матроскин. Читатели в возрасте от 12 до 18 лет в качестве любимого литературного героя назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.
Значительную роль в детском и подростковом чтении сохраняют периодические издания. На вопрос «Читаешь ли ты газеты и журналы?» утвердительно ответили 57 % ребят. Дети в возрасте от 6 до 11 лет читают следующие журналы и газеты: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька». Подростки, в свою очередь, с увлечением читают журнал «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Бярозка», «Юный спасатель» и газету «Адзінства».
Отрадно, что 78 % детей и подростков написали в своих анкетах о том, что компьютер им не заменил книгу.
Таким образом, несмотря на изменения в окружающей нас действительности, вызванные новыми информационными технологиями, роль книги и чтения по-прежнему актуальна в жизни детей и подростков. Вместе с тем, интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Те книги, которые раньше считались «золотым фондом», сегодня стоят на полках невостребованными.
Мы сколько угодно можем спорить: можно ли современного подростка увлечь чтением «Спартака», «Овода», «Двух капитанов», герои они для современных детей или нет? Но если дети не будут знакомы с героями классических произведений, то им не останется другого выбора, как отождествлять себя с «героями нашего времени», насаждаемыми телеэкраном. Стать полноценным и полноправным гражданином, т. е. современным человеком можно, лишь познакомившись с мыслями поколений, живших до нас.
Основная задача библиотеки – научить ребят обращаться к хорошей литературе, делать так, чтобы потребность в книге превратилась в привычку, и не исчезло желание узнать о героях прочитанных произведений что-то новое.
Анкета содержала следующие вопросы:
1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %
2. Как часто ты приходишь в библиотеку?
1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%
3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?
1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%
4. Какие книги ты любишь читать?
1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %
5. Чтение для тебя – это…
1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%
6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».
7. Твой любимый литературный герой?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.
8. Читаешь ли ты газеты и журналы?
1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».
9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %
Укажи некоторые сведения о себе:
1. Пол
1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %
2. Возраст 6-18 лет
Комментариев нет:
Отправить комментарий