вторник, 8 сентября 2015 г.

Сказка с десятком уроков и смыслов


Сказка с десятком уроков и смыслов «Золотой ключик, или Приключения Буратино» не только сказка для детей, но и роман для взрослых.
К такому выводу пришли кураторы новой совместной выставки Государственного литературного музея и галереи ГРОСart, которая приурочена сразу к нескольким юбилейным датам и рассказывает новую историю всем известного деревянного человечка. Экспозиция была задумана и собрана к 80-летию выхода сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», грядущему 190-летию со дня рождения Карло Коллоди, автора книги «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», и к 110-летию публикации первого перевода книги на русский язык, сделанного Камиллом Данини.
Открытие выставки прошло в необычном формате. Сначала гостей собрали в Доме-музее А.Н. Толстого, а потом они вместе со студентами театральных вузов, одетых в костюмы персонажей комедии дель арте, проследовали в основные залы Государственного литературного музея, где проект будет доступен к просмотру до 2 ноября 2015 года.
Пока шла работа над композиционным и пространственным решением выставки, кураторы Наталья Реброва, Инна Андреева, Елена Осотина, Елена Грибоносова Гребнева отвечали на массу вопросов: как появился Буратино? В чем отличие героя Толстого от героя Коллоди? Каких новых персонажей выдумал писатель для своей сказки? Кто стал прототипом Мальвины и Карабаса Барабаса? Что за отношения были между Пьеро и Мальвиной? Оказалось, разобрать произведение «по-взрослому» так же увлекательно, как познакомиться с ним в детстве.
Оттого и экспозиция получилась насыщенной, разнообразной, содержательной, познавательной, ориентированной на людей разных поколений. Художник выставки Анна Колейчук.
Специально для детей подготовлены напольная игра по сюжету сказки, азбука, зеркальные лабиринты. Художник Виктор Назарити создал современную «Семью Буратино», а Сергей Якунин – театр марионеток. Каждому интересно будет заглянуть в «Каморку папы Карло» и посмотреть в дырку, которую пробил носом Пиноккио в бумажном очаге своего «создателя». На выставке будут проводиться увлекательные занятия и мастер-классы.
Молодежной и взрослой аудитории адресованы исторические документы и фотографии, афиши и книги из фондов Литературного музея, теневой театр по материалам из собрания наследников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой и современная графика Леонида Тишкова с весьма фривольной трактовкой образа деревянного человечка, огромная танцующая кукла Петрушка и даже 3D-инсталляция. Впрочем, все вместе создает на выставке атмосферу Серебряного века, ведь Алексей Николаевич Толстой признался в одном из писем Горькому, что «с благословения Маршака» переписал сказку Коллоди по-своему: в ней нашли отражение отношения Толстого с Александром Блоком, Всеволодом Мейерхольдом, Анной Ахматовой, Ольгой Глебовой-Судейкиной и другими представителями богемы первых десятилетий ХХ столетия. Оттого и в «Приключениях Буратино», как отметил один из кураторов, «не один смысл и не один урок, а десяток».
В 1935 году газета «Пионерская правда» начала публикацию сказки. Русский Буратино стал популярнее своего прототипа – итальянского Пиноккио и пережил много экранизаций в кино и постановок в театрах. Экспликации и раскадровки к фильму режиссера Александра Птушко, предоставленные Музеем кино, экспонируются на выставке. В одном из залов в Трубниковском можно увидеть и кадры фильма «Приключения Буратино» Леонида Нечаева и мультфильма Ивана Иванова-Вано. В общем, хоть Буратино и отметил свое 80-летие, он стареет только в фантазиях некоторых художников. А воображение и мастерство создателей экспозиции, которых можно назвать биографами деревянного человечка, явно продлят ему жизнь еще на столетие.

Источник: газета «Московская правда»

Комментариев нет:

Отправить комментарий