четверг, 1 октября 2015 г.

Методическая копилка

«Стать хорошим библиотекарем – профессионалом,

не читая специальной литературы, книг и периодики, нельзя!»
Э.Р. Сукиасян  

Профессионализм сотрудников – вот залог успешной работы любого учреждения, что является актуальным  и для библиотек. А как повысить свой профессиональныйуровень? Конечно же, читая профессиональную литературу. Это один из  самых быстрых и доступных способов!

1.   Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб.- методич. пособие / В. А. Бородина.– М. : ЛИБЕРЕЯ, 2004.– 166 с.– (Библиотека и время. XXI  век. Вып. № 7).

     Пособие содержит сведения, относящиеся к главному виду деятельности библиотек – обслуживанию читателей. Освоить материал помогут разнообразные задания к разделам и практикумы. Материалы пособия представляют образовательный ресурс для разного рода библиотечных специалистов и могут использоваться в системе непрерывного образования и самообразования : принципы и функции библиотечного обслуживания, история изучения чтения и читателей, виды библиотечного обслуживания и т. д. 

2.   Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А. Н. Ванеев ;СПбГУКИ.– СПб. : Профессия, 2004.– 386 с.– (Библиотека).



Пособие продолжает серию работ автора, посвященных истории отечественного библиотековедения: «Развитие библиотековедческой мысли в России (XI–начало XX века) и «Развитие библиотековедческой мысли в СССР». Ее целью является анализ развития отечественной библиотековедческой мысли, формирования и эволюции взглядов отечественных библиотековедов по общетеоретическим и методологическим проблемам библиотековедения как науки конца XX в. (1978–2000 гг.).
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов культуры, а также для широкого круга научных сотрудников библиотек, занимающихся проблемами развития библиотечной науки.

3.    Головко, С. И. Библиотечная деятельность : принципы обновления : науч. – методич. пособие . – М. : Либерея – Бибинформ, 2008. – 128 с. – (Библиотека и время. XXI  век. Вып.  № 83).    

Автор предлагает эффективные приемы и средства формирования библиотекаря-профессионала: специалиста новой формации, обладающего профессиональной компетентностью, обеспечивающего высокий уровень сервисных услуг, владеющего новыми формами поддержания интереса к книге и чтению. 
 Пособие адресовано студентам и преподавателям институтов и колледжей культуры, а также руководителям библиотек и  библиотекарям - практикам.

4.    Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия: Полный курс : учеб.пособие / Ю. Н. Дрешер.– М. : ФАИР, 2007. – 560 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).    
  

Пособие состоит из трех глав, в каждой из которых изложен материал отдельного курса по библиотерапии : основы  библиотерапии, общая характеристика специалиста-библиотерапевта, основные методики библиотерапевтического процесса. Материал можно закрепить тестами и заданиями. 

5.    Езова, С. А. Мир библиотечного общения : науч. – практич. пособие / С. А. Езова. – М. :Литера, 2010. – 251 с.

     Сборник содержит избранные работы известного отечественного библиотековеда  по проблемам библиотечного общения. Большое внимание уделяется терминологическому анализу понятий: общение, культура общения и др., рассматривается личностный, поведенческий и ситуационный подходы к  изучению библиотекарей и читателей. Раскрываются  этико–психологические основы библиотечного общения.     Книга адресована библиотечным специалистам, студентам, аспирантам.  


 6.    Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек/ Н. В. Збаровская.– СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).    


В пособии раскрываются современные подходы к проектированию и моделирования выставочной деятельности библиотек. Особое внимание автор  уделяет тематике и дизайну выставок, а также проблемам их восприятию. Подробно рассмотрены формы и методы организации библиотечных выставок.     Пособие будет интересно как библиотечным работникам, занимающимся массовой работой с пользователями, так и для музейных работников, чья профессиональная деятельность связана с экспонированием документов. 

 7.  Мелентьева, Ю. П. Публичные центры правовой информации : новые возможности библиотечного обслуживания/Ю. П. Мелентьева. – М. : ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 96 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).


     Данное учебное пособие – первое, подготовленное для студентов вузов культуры, входящее в систему учебно-методического  обеспечения специализации «Библиотечно-информационное обеспечение области права».     Цель издания – способствовать подготовке профессиональных кадров ПЦПИ, расширить представление библиотечных работников о функциях публичной библиотеки, ее роли в социализации личности, в том числе и правовой социализации.  

8. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.- методич. пособие / Г. К. Олзоева.– М. :Либерея – Бибинформ, 2006. – 120 с. – (Библиотека и время. XXI  век. Вып.  № 43).


В пособии подробно описывается методика подготовки библиотечных мероприятий, как традиционных, так и инновационных. Автор обосновывает особую роль библиотеки в формировании читательских вкусов, информационных потребностей и интересов пользователя.Массовая работа библиотек рассмотрена в контексте философии, культурологии, психологии и социологии, что позволяет раскрыть всю ее многогранность.Издание предназначено для библиотекарей-практиков, преподавателей и студентов. 

9. Суслова, И. М. Проектная деятельность  библиотек : научно-практическое пособие / И. К. Суслова, З. И. Злотникова. - М.: Фаир-пресс, 2005. - 176 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).


Книга  посвящена принципам, функциям и методам новой управленческой модели, которая называется "управление проектами"...Впервые выделены различные классы проектов, применяемых в библиотеках, даны их характеристики, объяснены задачи, описаны факторы, влияющие на их разработку и реализацию. 
Книга снабжена многочисленными приложениями. 
Данное пособие адресовано руководителям библиотек, научным работникам, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации, преподавателям, студентам, аспирантам, а также всем тем, кто стремится освоить методологию проектного менеджмента как актуальную и важнейшую технологию, позволяющую библиотеке находиться в постоянном развитии. 



1.   Брежнева, В. В. Информационное обслуживание : учеб.пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский.– СПб. : Профессия, 2012. – 368 с. – (Библиотека).    

Анализируются основные тенденции информационного обслуживания  в условиях динамично меняющейся нормативной базы, усиления конкуренции, развития информационных технологий и других факторов внешней среды. Показана целесообразность использования в информационно-библиотечной деятельности достижений сервисного менеджмента, маркетинга услуг, сервисологии, управления взаимоотношений с пользователями.     В работе проведен сопоставительный анализ понятий информационной продукции, продукта, услуги,  обслуживания.     Издание предназначено для специалистов – практиков, преподавателей и студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». 



2.   Веб 2. 0. библиотека и информационная грамотность : сб. публ. / под ред. П. Годвина, Дж. Паркера. – СПб. : Профессия, 2011. – 238 с.    

Авторы подробно и в доступной форме рассматривают влияние Веб 2.0 на формирование информационной грамотности. Ряд статей посвящен вопросам использования RSS- каналов, создание подкастов, роли блогов как инструмента  оценки, использования Википедии «для перехвата научных мыслей» и т. д .     Публикации сборника детально и аргументировано погружают читателя в непредсказуемый и сложный мир приложений Веб 2.0 в библиотеках. Будет полезен широкому кругу специалистов библиотечно-информационной сферы. 


3.   Елисина, Е. Ю. Электронные услуги библиотек  /  Е. Ю. Елисина. – СПб. : Профессия, 2012. – 304 с.– (Библиотека).    

Издание представляет собой комплексное исследование библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотеками в электронной среде с использованием электронных документных ресурсов. Раскрываются актуальные проблемы современного библиотековедения, в частности электронного фондоведения и обслуживание электронными документами. Особое внимание уделяется классификации электронных документов, формирование фонда сетевых удаленных документов и  организация обслуживания ими удаленных пользователей. Представлена краткая характеристика  «Библиотеки 2.0».     Книга предназначена для широкого круга библиотечных работников. 



4.   Захарчук, Т. В. Аналитико – синтетическая переработка информации : учеб.-практ. пособие  /           Т. В. Захарчук, И. П. Кузнецова. – СПб. : Профессия, 2011. – 104 с. – (Азбука библиотечной профессии).    

В пособие представлен материал поосновным процессом аналитико-синтетической переработки информации (индексированию, созданию библиографической записи, аннотированию, реферированию, созданию различных видов обзоров). Главное внимание уделено созданию аннотаций и рефератов  на различные виды документов. Приведено большое количество примеров и приложений, позволяющих быстро и  эффективно освоить методики создания вторичных документов.     Пособие предназначено для сотрудников библиотек, работающих в отделах каталогизации и библиографических службах, а также для студентов вузов и колледжей. 


5.   Захарчук, Т. В. Информационные ресурсы для библиотек : учеб. – практ. пособие / Т. В. Захарчук. – СПб. : Профессия, 2011. – 128 с. – (Азбука библиотечной профессии).    

В пособии изложены основные понятия и сущность информационных ресурсов, приведена классификация, описана нормативная база создания и использования информационных ресурсов. Особое внимание уделено характеристике  информационных ресурсов в разных областях знаний, пригодных для использования в библиотечно-библиографическом обслуживании.    


Источник:http://www.volodmb.ru/index.php?catid=20:metod&id=315:2013-02-19-11-28-24&option=com_content&view=article

Комментариев нет:

Отправить комментарий