К Году культуры

Внимание! Акция!


В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция.
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:
· благотворительные,
· протестные,
· в поддержку чтения.
Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2. Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Пошаговое создание акции:

Шаг № 1. Определение информационного повода.
Повод для акции может быть любой:
· значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
· значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт, катастрофа и др.);
· проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
· проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
· проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
· реализация программы, проекта в библиотеке .
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2. Определение целевой аудитории.
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
· Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
· дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
· молодые родители. Многие библиотеки начинают работать с этой аудиторией буквально с первых месяцев беременности мам;
· читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø служащие и др.;
· массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции.
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4. Составление плана.
Он включает:
· определение темы акции;
· определение цели и задач акции;
· название, девиз;
· определение даты (место, время) проведения;
· разработка положения о проведении акции;
· распределение и закрепление ответственных за акцию;
· составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
· рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
· подготовка атрибутов акции;
· подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
· определение сметы акции.

Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции.

Акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п..
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
Ø встречи с писателями, известными людьми;
Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
Ø опросы, анкетирования, тестирования;
Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 6. Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
Ø А что делать, если будет плохая погода ?
Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется ?
Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7. Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
· ход мероприятия в целом;
· наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
· общую эффективность мероприятия;
· отклики в СМИ на проведенную акцию;
· отзывы участников акции.

Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?



Акция "Нескучные сумерки в библиотеке"
 (примерный план проведения)

1. Ларец с забытыми вещами "Кто здесь читал?" 


2. Ателье "Веселая фотосессия": фото с головными уборами



3. Экспресс-опрос "Соберем вместе книжный букет"


4. Мастер-класс "Сумеречные мастерилки": изготовление изделий из газетных трубочек


5. Книжная выставка "Книжный дождь"


6. Чаепитие

Источник: http://www.kamlib.by/library-children/kaleidoscope-events/644/


Акции по продвижению книги и чтения:

1. «Читаем всей семьёй»
2. «Вы ещё не читаете? Тогда мы идём к вам!»
3. «Как пройти в библиотеку»
4. «С книгой – в будущее»
5. «Подарите книгу детям»
6. «Признание в любви любимому писателю»
7. «Запиши в библиотеку друга»
8. «Давайте читать вместе!»
9. «Праздник чтения на улице»
10. «Стихи под облаками»
11. «Брось пустышку – бери книжку»
12. «Один город – одна книга»
13. «Литературный пикник»
14.  «Читайте детям не нотации, а книги»
15. «Подружите ребенка с библиотекой»
16. «Село живет, пока читает»
17. «Мама – ребенок – книга»
18. «Стать читателем просто!»
19. «Книгомания»
20. «Читающий город детства»
21. «Книжная полка молодого читателя»
22. «С книжкой под мышкой»
23. «Литература без границ»
24. «Мой портрет с любимой книжкой»
25. «День чтения-дарения»
26. «Читаем книгу месяца»
27. «Книги в дар библиотеке»
28. «У книги нет каникул»
29. «Мы за чтение!»
30. «К книге и чтению – через досуг и общение»
31. «Прочти книгу о войне»
32. «Подружись с книгой»
33. «Лето, книги, я – друзья!»
34. «Передай книгу другу»
35. «Лидер чтения»
36. «Я голосую за чтение!»
37. «Самый читающий класс»
38. «10 дней вокруг книги»
39. «Мы вновь читаем пушкинские строки»
40.«Читайте и выздоравливайте»
41. «Сделай книжную закладку и подари её новому читателю»
42. «Библиотека под открытым небом»
43. «Страна читалиЯ»
44.«Селфи с любимой книгой»
45. «Библиотекарь на 1 час»
46. «Подари детям книгу - подари детям радость»
47. «Везде и всюду читать я буду!»
48. «Книга на вес»
49. Позитив-акция «Хобби против зависимости»
50. «Читайте с нами, читайте сами»
51.«Почитаем перед сном»
52. «Сказка по телефону»
53. «Счастье быть читателем»
54. «Вас обслуживает библиотекарь-дублер»
55. «Сегодня я - библиотекарь»
56. «Молодёжь читает детям»
57.Уличная акция «За чтение»
58. Уличная акция «Книжка вышла погулять»
59. «Книга против вредных привычек»
60. «Рождественские встречи с книгой»
61. «Молодежь выбирает книгу»
62. Рейтинг-акция «Самые необычные книги нашей библиотеки»
63. «Валентинка любимому писателю»